В Челябинске состоялся круглый стол на тему «Вопросы формирования экономики замкнутого цикла в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». Стремительный рост твердых коммунальных отходов и связанные с этим негативные последствия для здоровья людей и окружающей среды вызывают особую обеспокоенность как среди населения, так и на государственном уровне.
«Перед нами стоит очень амбициозная задача: 25% от общего объема отходов, которые мы должны в обязательном порядке не просто утилизировать, а вовлекать в оборот. И приступить к решению этой задачи нужно прямо сейчас. Один из способов достичь такого показателя - сделать раздельный сбор мусора обязанностью, — считает Александр Коган, заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды. — У нас самая основная проблема — это очень низкая рентабельность, финансовые риски, работа региональных операторов, всех участников рынка, которые не позволяют сегодня выйти на те объемы и создать мотивацию».
Коллегу поддержал Егор Свалов — заместитель Министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
«Надо вводить обязательно раздельный сбор, не смешанная, не дуальная система, а именно раздельный сбор, тогда качество отходов будет выше. Но пока ни в одном нормативном документе нет формулировки об обязательном раздельном сборе», — уточнил Егор Свалов.
«У нас действительно нет прямой и конкретной нормы по поводу внедрения обязательного раздельного накопления, — пояснила Екатерина Перова, начальник отдела Департамента государственной политики и регулирования в сфере обращения с отходами производства и потребления Минприроды России. — Мы только со своей стороны совместно опять же с коллегами из Минпромторга стимулируем субъекты Российской Федерации внедрять раздельные накопления отходов. А, также хочу обратить внимание, что у нас есть поручение Президента Российской Федерации, мы отслеживаем, и субъекты обязаны по поручению внедрять раздельное накопление отходов в городах с населением выше 100 тысяч человек».
Напомним, что реформа обращения с твёрдыми коммунальными отходами стартовала в 2019-м году. За пять лет в стране было создано 295 новых объектов по работе с твёрдыми коммунальными отходами.
«148 — это объекты по обработке, 81 по утилизации, ну и по размещению, и по комплексным объектам, в том числе. Всего по стране на сегодня работает 446 объектов обращения с твёрдыми коммунальными отходами», — рассказал Олег Цепкин — член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, представитель законодательного собрания Челябинской области в Совете Федерации.
Однако, как показало обсуждение участников круглого стола предпринимаемых мер недостаточно.
Директор фонда «Компас» Татьяна Ковалева подчеркнула, что в России сегодня самым распространённым способом утилизации отходов остается захоронение.
«Ежегодно на свалки направляется более 85% от общего количества образованных отходов. Причем в 2024 году по сравнению с 2023 годом этот показатель вырос на 6%. Очевидно, что принятых к настоящему времени на федеральном уровне мер недостаточно для создания устойчивой отрасли по обращению с отходами. Необходимо объединять усилия. Фонд «Компас» создает специализированную площадку — в формате членской программы и приглашает всех регоператоров к сотрудничеству», — рассказала Татьяна Ковалева, директор фонда «Компас».
Между тем экономика замкнутого цикла предполагает не только минимизацию отходов, направляемых на захоронение, но и вовлечение их в новые производственные циклы.
Фондом «Компас» было проанализировано текущее состояние отрасли по обращению с отходами в регионах. За время реализации нацпроекта «Экология» в субъектах УРФО создан 31 объект по обращению с ТКО (Курганская обл. — 1 шт, Свердловская обл. — 12 шт, Тюменская обл. — 3 шт, Челябинская обл. — 11 шт, ЯНАО — 2 шт, ХМАО — 2 шт). В результате чего уровень обработки отходов в среднем по федеральному округу увеличился с 17.6% в 2019 году до 45.3% в 2024 году, что на 8.3% ниже среднероссийского уровня (53%).
Как рассказала замдиректора фонда Рашида Яббарова, к основным экономическим факторам, препятствующим развитию отрасли, относятся отсутствие регионального финансирования на содержание объектов инфраструктуры по обращению с отходами, высокий уровень ключевой ставки Банка России и стоимости вторичных ресурсов, а также ускорение темпов образования отходов и изменение их состава (синтетические материалы затрудняют переработку).
«Для решения вопроса, помимо повышения финансового и технологического обеспечения отрасли, совершенствования законодательства и создания устойчивого спроса на продукцию из вторсырья, необходим строгий контроль со стороны глав субъектов. Поэтому считаем целесообразным включить в перечень ключевых показателей для оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации дополнительный показатель — «Уровень развития региональной модели экономики замкнутого цикла в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами». Рекомендованная методика расчета данного показателя также нами разработана», — рассказала Рашида Яббарова.
Другую сторону проблемы обозначил Сергей Карасёв, заместитель Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа.
«У нас региональные оператор не заинтересован во вложение финансовых ресурсов, исходя из того, что период его деятельности ограничен проведением конкурса. А работа с твердыми коммунальными отходами — это деньги небыстрого бизнеса. Мы обратились в антимонопольную службу, чтобы предусмотреть для регоператоров бессрочный договор, либо при проведении конкурсов кроме ценового критерия предусмотреть критерии профессионального или имущественного характера», — рассказал Сергей Карасев.
Необходимость финансовой поддержки регионов при закупке контейнеров отметил и Александр Козлов, заместитель Губернатора Челябинской области.
«Необходимо, чтобы и операторы направляли средства на закупку контейнеров: замена контейнеров вышедших из строя — это тоже важный элемент работ», — подчеркнул Александр Козлов.
Несмотря на то, что уже сегодня в стране многое делается для улучшения системы обращения с ТКО, еще многое предстоит сделать.
«Сразу хочу обратить ваше внимание, что в регионах необходимо провести огромную аналитическую работу, понять, какие предприятия на каком сырье работают, какое количество и каких отходов образуется больше всего», — резюмировал Игорь Забралов — директор по устойчивому развитию ППК «Российский экологический оператор».