Экспертное мнение

Сергей Алемов, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии ФИЦ ИнБЮМ прокомментировал ситуацию с разлитием нефти в Новороссийске

Нештатная ситуация произошла на Морском терминале КТК в Новороссийске. Как сообщается в СМИ при погрузке произошел разрыв грузового шланга и часть нефти вышла в море. Не случится ли второй Анапы? Ответ на этот вопрос фонду «Компас» прокомментировал Сергей Алемов, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории хемоэкологии ФИЦ ИнБЮМ, который является партнером фонда.

Сергей Викторович, что можно сказать о масштабах инцидента?
По имеющейся информации от пресс-службы Росприроднадзора в порту Новороссийска во время погрузки танкера произошла утечка, в результате которой в море, по предварительным данным, попало порядка 30 кубометров нефти. Таким образом, ни о какой «катастрофе» речь не идет. Имеет место ЧП локального масштаба.
Что нужно сделать, чтобы минимизировать ущерб?
Любое количество нефтепродуктов, попадающих в воду, наносят определённый ущерб природным сообществам. Размеры ущерба зависят как от объема (количества) поступивших в морскую среду загрязнений, так и времени их воздействия. Для минимизации ущерба применяется комплекс мер с использованием специальных технических средств. Это, в первую очередь, локализация пятна загрязнения с помощью боновых заграждений и последующее удаление нефти и нефтяной эмульсии с поверхности моря специализированными судами.

Как известно, специалисты Росприроднадзора уже завершили отбор проб морской воды для оценки последствий аварии.
Не ждет ли нас вторая Анапа?
Нет.

Во-первых, это несравнимые ЧП по объему поступивших в море загрязнений. В декабре 2024 г. произошло разлитие, по разным данным, до 8 тонн, а в данном случае – 30 куб. м.

Во-вторых, в декабре 2024 г. произошел разлив мазута, а сейчас – сырой нефти. Сырая нефть легче воды и всплывает на поверхность. Это позволяет применять традиционные способы локализации и устранения загрязнений.

По информации в СМИ после утечки был введен план ЛАРН (план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов), развернуты силы для сбора нефтяной эмульсии. В настоящее время продолжается ликвидация последствий. Для выполнения операции было задействовано 13 буксиров, четыре маломерных судна, пять нефтесборных скиммеров и девять плавучих емкостей, а также 1 тыс. м боновых заграждений.
Как предотвратить подобные ситуации?
В целом, применяемые технологии по перекачке и погрузке нефтепродуктов на танкера безопасны для окружающей среды. Однако, периодически возникают внештатные ситуации, приводящие к локальным разливам нефтепродуктов. Это связано как с человеческим фактором (нарушение технологического процесса), так и с поломкой оборудования или природными катаклизмами. Для таких внештатных ситуаций на предприятиях разработан план действий и имеются технические средства для устранения последствий и минимизации ущерба окружающей среде.