Формирование экологической культуры, системное развитие экологического просвещения и воспитания – одни из приоритетов национальной политики государственного стратегического планирования.
Вопросам экологического просвещения в Российской Федерации уделяется достаточно внимания, но, в виду масштабности, динамичности и актуальности экологических проблем совершенно не стоит считать вопросы экологического просвещения полностью решенными.
Эта тема требует постоянной работы и вовлечения специалистов, компетентных в данной проблематике. Необходимо не только в системе продолжать реализацию тех мероприятий, которые направлены на вовлечение детей и молодежи в экологическую повестку и являются традиционными, но и также находить новые формы работы, новых партнеров и участников этой деятельности.
На сегодняшний день в субъектах Российской Федерации функционируют 84 региональных ресурсных центра, которые составляют основу единой системы дополнительного естественнонаучного образования детей в Российской Федерации.
В области экологического просвещения важна практика. Недостаточно только рассказывать об экологии и том, как обеспечивать охрану и защиту окружающей среды. Важно осуществлять экологическое просвещение через деятельность.
Поэтому в качестве возможной задачи необходимо назвать необходимость усиления практической деятельности в вопросах формирования экологической культуры, экологического просвещения и развития экологического образования. Каждый субъект этой деятельности может задать себе вопрос «Что могу сделать я, чтобы природное многообразие, ресурсы окружающей среды не просто поддерживались, а сохранялись и преумножались? Что можно сделать для охраны окружающей среды?».
Думаю, что усиление практики и социально значимой деятельности в рамках осуществления экологического просвещения, в частности, в системе образования, является большим заделом для работы.
Люди осознают непреходящую ценность всего живого, понимают, что животный и растительный мир – это исчерпаемый ресурс, который требует бережного отношения. Люди разных возрастов понимают, что использовать этот ресурс нужно так, чтобы он не просто поддерживался, а сохранялся и преумножался. Чтобы наши дети, внуки, правнуки видели то богатство природы, которое есть сейчас, могли не только пользоваться им, но и быть сопричастными к его воспроизведению.
Большое влияние на это оказано четкой позицией государства и лично Президента России В.В. Путина, инициированных им государственных программ и проектов в области экологии. Так национальный проект «Экологическое благополучие», реализуемый с 2025 года, направлен в том числе на развитие экологического просвещения в стране. Создание Президентского фонда природы позволило направить определенный объем средств для поддержки инициатив некоммерческих организаций.
Проводимая Министерством просвещения Российской Федерации линейка конкурсных и фестивальных мероприятий для детей традиционно показывает высокую вовлеченность подрастающего поколения. Например, Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды имени Б.В. Всесвятского ежегодно охватывает десятки тысяч неравнодушных к сохранению окружающей среды ребят. Это и ряд проектов фонда «Компас», которые поддерживает Министерство Просвещения России: Всероссийский детский экологический форум, где школьники из всех российских регионов представляют свои экологические разработки и по итогам конкурса получают возможность реализовать свои проекты в регионах; Всероссийский конкурс экологической грамотности «Зеленый Зачет», который позволяет школьникам попробовать себя в профессии экологов и получить дополнительные баллы при поступлении в вузы; конкурс для самых маленьких «Чудеса природы». Все эти проекты направлены на экологического просвещения детей, молодежи и пользуются большой популярностью.
Перспектива формирования целостной системы экологического просвещения в нашей стране представляется весьма обнадеживающей, особенно с учетом растущего интереса общества к вопросам устойчивого развития и охраны окружающей среды. Важнейшими шагами на этом пути стала интеграция экологического образования в школьные и вузовские программы, развитие междисциплинарных подходов, а также активное сотрудничество между государственными учреждениями, образовательными организациями и общественными организациями.
Следует отметить, что экологическое образование обучающихся и привитие им экологической культуры предусматривается на всех уровнях общего образования, начиная с дошкольного образования, в соответствии федеральными основными общеобразовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
При этом изучение правил экологического поведения, повышение уровня экологической культуры, а также изучение проблем в области экологии в полной мере реализуется в рамках освоения обучающимися учебных предметов: на уровне начального общего образования – «Окружающий мир»; на уровне основного общего образования – «Биология», «Физика», «Химия» (на базовом и углубленном уровне), «География», «Обществознание», «Основы безопасности и защиты Родины»; на уровне среднего общего образования – «Иностранный язык», «Физика», «Биология», «Химия», «Основы безопасности и защиты Родины».
Включение вопросов экологии в изучение школьных предметов очевидно способствует формированию целостной картины окружающего мира. И сформированное к сегодняшнему дню единое образовательное пространство в стране позволяет одинаково качественно вести экологическое просвещения во всех образовательных организациях нашей страны.
В настоящее время Министерство просвещения Российской Федерации поддерживает большое количество проектов, направленных на формирование экологического сознания. Так, для обеспечения экологического воспитания и формирования экологической культуры у детей и молодежи ежегодно формируется и утверждается Всероссийский сводный календарный план мероприятий, направленных на развитие экологического образования детей и молодежи в образовательных организациях и общественных объединениях. В 2025 году план включает в себя 62 мероприятия различных органов и организаций, участие в которых доступно для детей и молодежи в различных формах. Охват детей и молодежи в течение года указанными мероприятиями составляет свыше 2 миллионов человек.
Экологическое просвещение – весьма многовекторный процесс, измерить который по каким-либо заданным критерием весьма сложно, да и вряд ли стоит это делать с формальной точки зрения. Реальной оценкой эффективности экологического просвещения является сохранение редких и исчезающих видов животных. Яркий пример – сайгак – вид из Красной книги России, численность которого полностью восстановлена, и не только благодаря природоохранным учреждениям и надзорным ведомствам, а во многом и осознанному отношению населения к запрету охоты на данных животных. Таких примеров можно привести много. Главное, чтобы работа велась в различных направлениях, начиная с самого раннего возраста – на уроках в школе, на занятиях в объединениях дополнительного образования, в семье.
Становитесь активным участником процесса! На ресурсах органов государственной власти публикуется много информации по данному вопросу. И она излагается в доступной форме для широкой категории читателей. Для подрастающего поколения традиционно реализуется система профильных мероприятий, в которых доступно участие любого заинтересованного ребенка. Внести свой вклад в экопросвещение может каждый, самое время начать!