Экспертное мнение

Итоги 2025 года и приоритеты экологической политики на 2026 год

2025-12-24 16:36
Состоялась пленарная сессия в рамках совместной программы Национального центра Россия и Правительства Российской Федерации «Платформа будущего: 100 проектов России», посвящённая реализации национального проекта «Экологическое благополучие». Обсуждение стало площадкой для подведения промежуточных итогов и формирования дальнейших ориентиров в контексте достижения национальной цели развития страны до 2030 года и на перспективу до 2036 года.

В фокусе обсуждения — шесть ключевых направлений: «Чистый воздух», «Вода России», «Сохранение лесов», «Генеральная уборка», «Экономика замкнутого цикла» и «Сохранение биоразнообразия и развитие экологического туризма». Участники сошлись во мнении, что экологическая повестка сегодня выходит за рамки узкопрофильной отрасли и становится неотъемлемой частью социально-экономического развития и качества жизни.

О том, с каких задач началась практическая реализация проекта и какие результаты уже достигнуты, рассказал Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Александр Козлов. По его словам, приоритетом стала профилактика экологических рисков и системная ликвидация накопленного вреда:

«Ключевая задача национального проекта — не реагировать на последствия, а предупреждать экологические чрезвычайные ситуации, в том числе за счёт ликвидации накопленного вреда. За последние пять лет в стране устранена 191 несанкционированная свалка и ликвидированы 88 опасных объектов — от шлаконакопителей до нефтяных линз и хвостохранилищ. Эти решения напрямую повлияли на качество жизни порядка 30 миллионов человек. В дальнейшем мы ставим цель — ликвидировать не менее 50 опасных объектов до 2030 года»
Руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова подчеркнула, что экология сегодня является фундаментом всех национальных проектов, а не отдельным направлением, существующим «параллельно» развитию экономики и территорий.
«Не зря этот национальный проект называется «Экологическое благополучие». Это не просто красивое название, это отражение того, как сегодня выстраивается вся логика развития.

Если внимательно посмотреть на все национальные проекты, то вы не увидите в них экологию как проблему. Каждый национальный проект — будь то строительство, промышленность, развитие городов — показывает результат на фоне зелёной, ухоженной, комфортной среды.

Это очень важный сигнал. Экология сегодня — это не отдельная отрасль и не дополнительная нагрузка. Это основа, без которой невозможно развитие экономики, невозможно развитие территорий и невозможно качество жизни людей. Когда мы говорим про экологическое благополучие, мы говорим про то, как человек живёт здесь и сейчас, и что он увидит вокруг себя завтра».
Особое внимание в обсуждении было уделено человеческому фактору — роли специалистов, управленческих команд и отраслевых кадров, без которых невозможно устойчивое развитие экологической системы. О том, почему именно люди становятся ключевым элементом национального проекта, рассказала генеральный директор ППК «Российский экологический оператор» Ирина Тарасова.
«Главный ресурс отрасли — это люди. Когда в 2019 году стартовала мусорная реформа, стало очевидно, что дефицит кадров был не менее серьёзной проблемой, чем отсутствие инфраструктуры. Отрасли не хватало квалифицированных специалистов — от инженеров и IT-экспертов до разработчиков нормативных решений и специалистов по экопросвещению.

Сегодня, на фоне ввода сотен предприятий в регионах, вопрос кадров стал ключевым. Для его решения мы создали консорциум по переходу к экономике замкнутого цикла, который объединил вузы, научные центры, бизнес и финансовый сектор. Уже запущены 27 образовательных программ и модульные курсы, формирующие системную базу для устранения кадрового дефицита в отрасли».
От стратегических принципов участники перешли к практическим мерам. Одним из ключевых направлений стала защита населённых пунктов от лесных пожаров. О расширении зоны активного тушения и первых результатах этих решений рассказал руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Советников.
«Мы совместно с регионами приняли решение об увеличении зоны активного тушения лесных пожаров. Если раньше она составляла 48 миллионов гектаров, то сегодня это уже 200 миллионов гектаров. Это решение оказалось очень эффективным: существенно сократилось количество переходов огня на населённые пункты — для нас это ключевой показатель.

Дальше эту работу необходимо усиливать. Мы открываем новые лесопожарные центры, наращиваем силы и средства, инвестируем в подготовку специалистов. Общий объём финансирования составляет порядка 10 миллиардов рублей. Наша задача — не просто тушить пожары, а не допускать ситуаций, когда они становятся угрозой для людей и территорий».
Не менее остро стоит и вопрос водной безопасности, особенно в условиях климатических изменений. О том, как система управления водными ресурсами адаптируется к новым вызовам, рассказал руководитель Росводресурсов Дмитрий Кириллов.
«Прошедшая малоснежная зима потребовала совершенно иного подхода к управлению водными ресурсами. Это стало серьёзным испытанием для бассейнов Волги, Дона и Кубани.

При установленной норме в 700 миллионов кубометров мы смогли дополнительно выделить 200 миллионов кубометров в бассейне Дона. Это позволило задействовать около полутора миллионов гектаров и снять остроту проблемы.

При этом очевидно, что опираться только на водохранилища больше нельзя. Необходимо внедрять водосберегающие технологии, снижать потери и работать с потреблением. Только так можно гарантировать устойчивое водообеспечение регионов в условиях меняющегося климата».
Вопросы предотвращения накопленного вреда напрямую связаны и с ответственным недропользованием. О новых законодательных механизмах и принципе финансовой ответственности компаний рассказал руководитель Роснедр Олег Казанов.
«Сегодня ключевой вопрос в сфере недропользования — это финансовая ответственность компаний. Принятые изменения в закон «О недрах» позволяют формировать специальные счета, средства с которых будут направляться на рекультивацию, ликвидацию накопленного вреда и устранение последствий хозяйственной деятельности.

Это принципиально важный шаг: ответственность закладывается заранее, а не возникает тогда, когда проблема уже требует экстренных решений. Такой подход позволяет выстраивать долгосрочную и устойчивую работу в регионах».
Руководитель Росгидромета Игорь Шумаков обратил внимание на необходимость воспринимать экологию как сквозной элемент всех управленческих и экономических решений.
«Экологическая повестка сегодня — это не набор разрозненных решений и не реакция на отдельные проблемы. Это вопрос того, какие принципы развития мы закладываем и какие последствия учитываем на старте, а не постфактум.

Когда экология перестаёт восприниматься как нечто внешнее по отношению к экономике и развитию территорий, появляется возможность двигаться вперёд осознанно и устойчиво, без постоянного исправления ошибок».
Подводя итоги пленарной сессии, Александр Козлов отметил, что первый этап реализации национального проекта показал устойчивость выбранного подхода и задал основу для дальнейшей работы.
«Считаю, что первый год реализации национального проекта «Экологическое благополучие»завершился достойно. Мы опираемся на опыт нацпроекта «Экология», но сегодня ключевой приоритет — не допустить экологических чрезвычайных ситуаций. Для этого важно последовательно и системно ликвидировать накопленный вред, который представляет угрозу и для природы, и для здоровья людей».