Экспертное мнение

Директор нацпарка «Куршская коса» Анатолий Калина подробно рассказал об основных проблемах, которые возникают при организации работ по берегозащите

В июне по инициативе фонда «Компас» состоялся круглый стол по вопросам сохранения морского побережья Калининградской области. Директор нацпарка «Куршская коса» Анатолий Калина подробно рассказал об основных проблемах, которые возникают при организации работ по берегозащите.
Анатолий Анатольевич, каким образом отслеживается динамика изменения береговой зоны Калининградской области? Какие процессы преобладают, почему так остро стоит вопрос о необходимости берегоукрепления?
Вопросы сохранения берегов в Калининградской области в последние годы стоят особенно остро. Согласно сведениям из Доклада об экологической обстановке Калининградской области за 2023 год ежегодно размывается от полуметра до трех метров берега, около 100 гектаров суши оказывается под водой.

Серия штормов в 2022 году нанесла серьезный урон побережью Калининградской области. Тогда ущерб от размыва и обрушения берега составил более 15,5 гектаров. На отдельных участках коренной берег отступил на несколько метров, возникла угроза обрушения зданий.

Также нанесен ущерб объектам инфраструктуры побережья, в том числе туристическим (разрушены или повреждены променады, лестницы, набережные), берегозащитным сооружениям. Пострадали и объекты социально-экономической инфраструктуры – линии электропередач, канализационные системы, велодорожка и другие объекты.

В январе 2025 года во время штормов на протяжении 150-ти метров территории базы БФУ в пос.Рыбное размыт коренной берег от 4-х до 10-ти метров по верхней бровке уступа (высота которой на данном участке составляет от 5 до 12 метров).

Общая протяженность размытой территории составляет около 850 м². Размыто более 7000 м³ грунта берегового склона. Существует угроза обрушения здания котельной, мачты с гидрометеорологическим оборудованием. Берегозащитное сооружение с автопокрышками находится в аварийном состоянии и не справляется с гашением волновой энергии.

В 2022 году на Куршской косе морской водой была затоплена равнинная часть прикорневого участка, прилегающая к городу Зеленоградску. Помимо ущерба, нанесенного экосистемам, была затоплена единственная автомобильная дорога, соединяющая полуостров с материком. По инициативе Губернатора Калининградской области был введен режим чрезвычайной ситуации, благодаря которому ГБУ КО «Балтберегозащита» были выделены дополнительные средства для устранения ущерба.

В целях ликвидации и предупреждения ЧС регионального характера, в том числе разрушения морского берега, предотвращения перелива морской воды и подтопления территории на аварийном участке побережья ГБУ КО «Балтберегозащита» выполнены следующие мероприятия:
  • создан комплекс берегозащитных сооружений на прикорневом участке Куршской косы,
  • реконструирован объект «Свайно-ячеистая берма в п. Лесной на Куршской косе», который введен в эксплуатацию 10 февраля 2025 года.
Что больше влияет на разрушение берегов – естественные причины, в том числе изменение климата или антропогенный фактор? На каком участке побережья самая сложная ситуация?
Основными факторами, оказывающими влияние на состояние морского побережья, является, во-первых, изменение климата: учащение штормов (в среднем 25-35 штормов в год), усиление ветро-волновой деятельности (штормовой абразии) и теплые зимы.

При длительных ветрах западных румбов уровень моря становится выше. Волны сильнее разрушают незамерзший из-за теплых зим рыхлый песчаный берег, песок уносит в море и далее береговыми потоками выносит транзитом через калининградское побережье. Осаждение песка начинается близ государственной границы.

Морское побережье в Калининградской области состоит в основном из рыхлых и легко размываемых пород, чувствительных к волновому воздействию. Наиболее активный размыв берегов и мощные донные подвижки песчаных наносов происходят в период кратковременных (до двух суток), но интенсивных штормов, а в более длительные периоды между штормами резкие изменения рельефа берега и береговой зоны моря постепенно нивелируются. Разрушение берегов в Калининградской области обусловлено дефицитом песка в береговой зоне, и этим же объясняется слабое развитие песчаных пляжей. Интенсивность разрушения усиливается из-за особенностей гидрогеологического строения побережья, в частности, чередования песчаных и глинистых слоев в породах и многочисленных выходов грунтовых вод, что способствует возникновению оползней.

Во-вторых, дефицит песчаных наносов в прибрежной зоне Балтийского моря. Для устойчивости коренного берега важно иметь широкий пляж и пологий наветренный уклон авандюн. В таком случае волна плавно накатывается, теряет силу и уходит. Если же пляж короткий или вовсе отсутствует, как на аварийных участках, а берег представлен отвесным уступом размыва, то волна бьет в стену, вымывает рыхлый песок у основания и выносит его в море, далее происходит естественное обрушение коренного берега и его дальнейшее отступание.

Так как песок транзитом уходит вдоль берега, то на абразионных участках создается дефицит песка. Естественного восстановления берега после зимних штормов в летний период не происходит на таких участках, а традиционные методы укрепления и восстановления, основанные на задержании поступающего песка, становятся неэффективными. Они работают только в зоне накопления. На примере Куршской косы можно говорить о разрушаемой части от Зеленоградска до поселка Лесной, аккумулятивный тип берега мы наблюдаем севернее поселка Рыбачий.

Ранее подпитка, т.е. перенос песчаных материалов с глубины наносов в прибрежной зоне, осуществлялась за счет размыва самбийского полуострова, потом на берегу появились населенные пункты, освоенный берег начали охранять, далее питание осуществлялось за счет сброса пульпы (смеси воды и грунта), образовывающейся в ходе добычи янтаря янтарным комбинатом. Сбрасываемый отработанный материл, по сути, был донором ближайших пляжей. Далее для питания пляжей применялся метод террасирования коренного берега (обустройство склонов, при котором их поверхность разбивается на ряд участков).

На сегодняшний день подпитки пляжей нет, что приводит к интенсификации разрушения.
В чем сложность организации работ по берегоукреплению?
Сложность организации работ заключается в том, что береговая система динамичная, быстро меняющаяся, подверженная влиянию множества факторов, а значит, вопрос сохранения берега должен рассматриваться комплексно и научно обоснованно. Работы по защите на одном участке могут привести к ускорению разрушения на соседнем. К примеру, если в зоне транзита на аварийных участках поставить буны для задержания песка без постоянной подпитки потока наносов, то на соседнем участке усилится дефицит поступления песка, что приведет к более интенсивному размыву. Или если провести мероприятия по восстановлению берега, но не позаботиться о сохранении пляжа и гашении волны, то этот восстановленный участок будет в скором времени размыт.

То есть вопрос нужно решать комплексно, на основании научных изысканий, регулярных комплексных исследований.

Ввиду дефицита наносов песка в прибрежной зоне, необходимых для питания пляжа, альтернативным вариантом можно рассмотреть использование для берегозащиты осадков с шельфа. Но для расчетов необходимых запасов требуются научные изыскания.

Сложность ситуации на территории Калининградской области состоит в том, что берег проходит через земли федерального, регионального и муниципального значения. Для комплексной берегозащиты нужно работать не только на суше, но и в воде. Таким образом, полномочия на разных участках предполагаемых работ относятся к структурам разного уровня.

Целевой программы для защиты побережья Балтийского моря Калининградской области нет. Регион не может позволить себе такие расходы. К тому же 140 км морского побережья включают не только региональные участки, но и федеральные. Например, акватория Балтийского моря и территория национального парка «Куршская коса» находятся в федеральном ведении, а использование региональных бюджетных средств на федеральной земле является нецелевым.

Иными словами, распорядитель средств должен быть уполномочен проводить работы на землях федеральной, региональной и муниципальной собственности. Планировать работы, исходя из состояния берега, результатов изысканий и прогнозных моделей, а не на основании вида собственности участка.

Еще один важный момент. В случае реализации разрозненных проектов отдельными организациями в рамках своих полномочий есть риск, что ввиду финансирования из разных источников, будут задержки в финансировании, а промедление между проектированием и реализацией может привести к устареванию проекта.

Например, проектная документация по строительству и реконструкции авандюны Куршской косы получила положительное заключение государственной экспертизы. Но финансирование на реализацию своевременно не было доведено, соответственно проекты не реализованы.
На круглом столе по вопросам сохранения морского побережья прозвучала информация о необходимости разработки актуальной генеральной схемы берегозащитных и противооползневых сооружений Калининградской области. О каких сроках идет речь? Что можно сделать сейчас, на данном этапе, пока схема не разработана.
Сегодня все мероприятия по укреплению побережья в регионе проводят по генеральной схеме берегозащитных сооружений 1999 года. Она основывается на научных исследованиях 1980-1990-х. За прошедшие десятилетия ситуация на берегах Калининградской области изменилась, поэтому необходимо актуализировать схему и провести новый мониторинг.

Комплексная работа состоит из двух этапов. Первый этап: научные исследования и изыскания как на суше, так и на морском склоне. Второй этап: разработка новой генеральной схемы берегозащитных сооружений, в основу которой лягут научные исследования. В документ войдут нескольких разделов с расчётами и математическим моделированием. Специалисты подготовят предложения по берегозащитным мероприятиями вплоть до 2050 года.

ГБУ КО «Балтберегозащита» подала заявку в центр торгов на закупку, прошла проверку Минконтроля при Правительстве Калининградской области, ожидаемый срок исполнения контракта – до конца 2026 года.

На данном этапе можно продолжать локально сохранять берег. Проводить аварийно-восстановительные работы, определить источник финансирования и организацию, которая возьмет на себя обязательства по сохранению и восстановлению всего побережья. Нужно понимать, что берегоукрепление – это не разовая работа и не работа от случая к случаю, это планомерные постоянные действия.
Каких решений вы ожидаете от совместного обсуждения вопроса с участием представителей различных структур, в том числе федеральных, которое состоится в ближайшее время?
Для решения проблем берегозащиты Калининградской области необходимо определить:
  • генерального оператора, который смог бы взять на себя полномочия комплексной берегозащиты Калининградского побережья, как на региональной, так и на федеральной земле, на суше и в воде
  • возможные источники финансирования комплексной программы.

От совместного обсуждения мы ожидаем выработки дорожной карты, конкретных действий, которые бы позволили нам определить уполномоченного оператора и источник финансирования.