Член Попечительского совета Фонда «Компас», академик РАН Андрей Адрианов о ситуации в Керченском проливе
2024-12-16 19:28
«Мы не знаем, сколько выльется нефтепродуктов. Не всегда, когда танкер терпит крушение, все его содержимое выливается в море. Сейчас речь идет о мазуте. Другие нефтепродукты — сама нефть, бензин, керосин — опасней, а мазут — он другой по консистенции. Он не образует таких ярко выраженных пленок на поверхности воды. Опасна именно пленка, потому что она затрудняет контакт воды и атмосферы, нарушается газообмен.
Мазут чаще образует конгломераты, которые опускаются на морское дно. Это не так страшно, потому что нефть поступает в морскую среду и естественным путем, и в море живут нефтеокисляющие бактерии, которые эту нефть понемногу потребляют. Вся нефть, которая вылилась, она через какое-то время будет переработана ими.
Но когда нефть разливается по поверхности, это очень опасно. Пока это пятно не разлилось в тонкую пленку, оно густое, оно попадает на перьевой покров птиц, шерсть морских млекопитающих, что может вызывать их гибель.
Надеемся, что целостное пятно не сможет организоваться из-за непогоды: сильные волны, очень сильный ветер. Скорее всего, пятно будет разорвано на мелкие фрагменты, и это немного снизит прямое негативное воздействие. Если это мазут, он будет быстро оседать на дно. В этом тоже ничего хорошего. Это мелководная акватория (Керченский пролив, да и акватория Азовского моря). Когда глубина большая, мазут понемногу оседает, это менее страшно.
Главное сейчас понять, сколько реально выльется мазута, какого размера будет пятно, будет ли оно целостным или разобьется на фрагменты. Есть специальные технологии, позволяющие собирать нефтяное пятно: его ограждают, собирают с помощью сорбентов. Другое дело, как приступить к такой работе. Если непогода, танкеры разламываются, то кто же выйдет заниматься такими работами. Как только такая возможность появится, спасательные службы выйдут в акваторию и будут работать. Какой вред оно нанесет до этого момента, еще предстоит оценить».