Новости

Эксперты обсудили, как в ЮФО вовлечь четверть отходов во вторичную переработку

Состоялся круглый стол под руководством Александра Когана, Заместителя Председателя Комитета Государственной Думы по экологии, посвященный формированию экономики замкнутого цикла в субъектах Южного федерального округа.

Основной темой обсуждения стали вопросы вовлечения отходов во вторичный оборот. В соответствии с указом Президента России Владимира Путина к 2030 году должна быть обеспечена 100% сортировка коммунального мусора, при этом 25% от общего объема отходов должны быть вовлечены во вторичную переработку.

Однако по данным за 2024 год ЮФО всё ещё отстаёт от среднероссийских показателей:

— уровень обработки отходов — 45,8% (в среднем по РФ — 53,3%),
— утилизация — 5,1% (по России — 10,5%),
— при этом уровень захоронения отходов в округе превышает 107% (включая накопленные объемы).

«Несмотря на то, что в России с 2019 года ведутся структурные преобразования отрасли обращения с отходами, жители регионов по-прежнему жалуются на переполненные контейнеры, нерегулярный вывоз мусора и неприятные запахи. Наиболее распространённым способом размещения отходов остаётся захоронение — более 85% от общего объёма. Причём в 2024 году по сравнению с 2023 этот показатель вырос на 6%», — отметила Татьяна Ковалева, директор Фонда «Компас».

Отдельные регионы — Севастополь, Калмыкия и Крым — утилизируют менее 1% отходов. Даже в Краснодарском крае — одном из самых развитых регионов — уровень утилизации составляет всего 2%.

Фонд поддержки и развития экологических инициатив «Компас» тесно взаимодействуя с субъектами Российской Федерации по различным направлениям природоохранной деятельности, проанализировал причины, которые препятствуют развитию отрасли. Основные из них это:

— отсутствие бюджета для финансирования содержания объектов инфраструктуры по обращению с отходами
— отсутствие экономических стимулов для использования вторичных материалов по сравнению с вовлечением в производство природных ресурсов

«Во многих регионах нет свободных средств для содержания инфраструктуры. Это сказывается на тарифах и может вызывать социальное напряжение. Кроме того, стоимость вторичных ресурсов выше, чем у природных, и это делает переработку экономически невыгодной. Мы считаем необходимым развивать механизм зелёных госзакупок, чтобы создать устойчивый спрос на переработанные материалы»,
— отметила Рашида Яббарова, заместитель директора Фонда «Компас».

Мнение экологического фонда поддержали представители регионов. Для многих из них актуальна проблема с востребованностью отсортированных фракций.

«Особенно остро стоит вопрос по картону: его крайне неохотно принимают, несмотря на все усилия. Вся площадка сегодня фактически заставлена брикетами с картоном. Необходимо формировать региональные центры переработки, чтобы сократить логистическое плечо — это напрямую влияет на экономику производства товаров из вторсырья. Взаимодействие с Минпромторгом критически важно: нужно совместно определить, где и в каких отраслях может быть применена продукция вторичной переработки. Если с пластиком ситуация более-менее понятна, то с картоном и другими материалами — необходимо выстраивать отдельную работу. Своими силами регион с этой задачей не справится»,
пояснил Михаил Богомолов, Заместитель Председателя Правительства Астраханской области.

Своим мнением по поводу реализации «мусорной» реформы поделилась Алена Устинова, исполнительный директор ООО «ЭкоЦентр» (региональный оператор в сфере ТКО в Республике Адыгея, Краснодарском крае, Астраханской, Волгоградской, Ростовской областях). Она также отметила необходимость дополнительной проработки вопросов финансирования.

«Несмотря на действующие льготные программы, значительная часть компенсаций выпадающих доходов остается невозможной по объективным причинам. В ряде регионов, например, отсутствует физическая возможность предусмотреть индексирование тарифов из-за ограниченности бюджетов. В связи с этим, помимо уже предусмотренных мер поддержки, необходимым рассмотреть возможность исключения предельного индекса в зависимости от категорийности регионов, а также внедрения льготных программ по приобретению оборудования для объектов инфраструктуры. Особенно это актуально для мусоросортировочных комплексов, поскольку значительная часть затрат при их создании связана именно с закупкой сортировочного оборудования», считает Устинова.

Необходимость консолидировать текущие вопросы отметил Алексей Макрушин, заместитель генерального директора по правовым вопросам и аналитическому сопровождению работы с федеральной схемой ППК «Российский экологический оператор».

«В настоящее время проводится совершенствование законодательства по обращению с отходами, мы надеемся, что вместе с законопроектом по строительным отходам уже во втором чтении будут приняты поправки в части создания федеральной информационной системы по обращению с отходами, где можно будет видеть первоисточник и собирать информацию об образовании отходов и о том, куда они направляются», рассказал Алексей Макрушин.

Создание устойчивой бизнес-модели в отрасли могло бы снять значительную часть вопросов и ускорить реализацию «мусорной» реформы.

«Во многих субъектах России еще не везде внесены изменения в территориальные схемы обращения с отходами. Не все объемы отходов отражены. Иногда нет понимания, что необходимо, чтобы обеспечить эти 25 %. Сегодня необходимо установить стандарты к созданию территориальных схем, требования, как работать с определенными видами отходов», — считает Александр Коган, Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды.

Пока переработка вторсырья экономически менее выгодна, чем захоронение. Чтобы достичь показателя нацпроекта и вовлечь четверть отходов во вторичный оборот, необходим комплексный подход, включая развитие инфраструктуры раздельного сбора, совершенствование технологий переработки, стимулы для переработчиков и потребителей, а также экологическое просвещение населения.
2025